Четверг
28.03.2024
18:21
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Соколовой Елены Васильевны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Круглый стол "Чтение - окно в мир познания"
26.11.2014, 17:57

Родительское собрание № 3 (1 класс)

Тема: Чтение – окно в мир познания. 

Форма проведения:  к руглый стол

Оборудование:  выставка обложек книг, листы, ручки для родителей, карточки с текстом сценок № 1, № 2, № 3.

Цель собрания: помочь родителям осознать ценность семейных чтений,

  вовлечь родителей в решение проблемы поддержки детского чтения,познакомить с методами работы по формированию навыков чтения у младших школьников

 

Ход собрания. 

I.  Вступительное слово.

На доске обложки книг.

- Здравствуйте, уважаемые, родители! Посмотрите на доску. Что вы видите?

- Как Вы думаете, о чем мы будем  беседовать?

В наше время многие семьи потеряли «вкус» к семейному чтению. Телевизор, компьютер заменил удовольствие почитать книгу ребенку, читать семьей, обсуждать волнующие строки, поведение героев. Это в немалой степени отражается на успешном учении детей, и особенно в начальной школе. Придя в школу, ребенок на вопрос учителя: «Какие ты знаешь стихи А. Барто?» с удивлением впервые слышит имя писательницы. Нередко дети удивляются простой народной сказке «Три медведя». Дети не могут не только пересказать какую-либо сказку, но и составить предложение из трех-четырех слов. Все это результат того, что чтение у нас как-то отодвинулось на задний план.

Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Сухомлинский говорил: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» и высказывание Ричарда Баха: «Всё чего я достиг в жизни, стало возможным,  благодаря книге».

  1. Техника чтения.

Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению.

Навык чтения принято характеризовать, называя 4 его качества:

Правильность – плавное чтение без искажений, без ошибок.

Беглость – скорость чтения, которая измеряется количеством слов в 1 минуту.

Осознанность – понимание прочитанного.

Выразительность – предать главную мысль средствами устной речи (интонация, постановка логического ударения)

Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение, так как слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено, а затем – в старшее, будет тонуть в потоке информации. 

Как помочь нашим детям привить интерес к чтению???

III.Разбор и обсуждение ситуаций (с привлечением родителей)

Предлагаем Вашему вниманию сценку в исполнении 2-х родителей

СЦЕНКА №1. «Мама заставляет ребёнка читать…»

Мама:  Читай сказку, пока не прочитаешь до конца – из-за стола не выйдешь!

Ребенок: Не хочу, не буду, я устал. Можно я завтра дочитаю?

Мама:  Нет!!! Нельзя!  Если не дочитаешь, то я накажу тебя!!

Ребёнок плачет…

Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть.

Вопросы для обсуждения

1. Правильно ли поступает мама?

2. Как поступить правильно в данной ситуации?

Вывод: Готовых  рецептов  научить  любить  чтение  не  существует.  Есть  лишь  несколько 

условий.  Родителям  надо  помнить:

   *чтение  должно  с  самого  начала  соединяться  только  с  чувством 

удовольствия;

* ни  в  коем  случае  не  заставлять  и  не  уговаривать;

*уметь  придумывать  разные  манёвры,  игры,  чтобы  ребёнок  сам 

захотел   читать;

*радоваться  каждому  прочитанному  слову,  предложению,  рассказу 

прочитанному   ребёнком  самостоятельно  и  с  желанием;

*  никогда  не  привлекать  внимания  к  ошибкам  в чтении, 

стараться  исправлять  их  незаметно.

Навык беглого чтения, а заодно и любовь к книгам появляется благодаря регулярным занятиям – пусть по 5-10 минут, но каждый день. Вот несколько способов, как это устроить:

1. Коротенькие записки от родителей, сказочных героев, адресованные ребенку. Начните с двух-трех слов, затем переходите к коротким предложениям. Пишите крупно, печатными буквами. 

2. Письма от бабушек, Деда Мороза, секретные послания от гномов, короткие рассказы о самом ребенке. Эти письма ребенок может сам вынимать из почтового ящика или «волшебной» шкатулки сначала раз в неделю, затем через день, а то и чаще.

3. Квест с кладом или цепочка записок. Вручите ребенку одну записку, в которой будет указано местонахождение следующей записки или головоломка, решив которую, он найдет подсказку. Для начала сделайте короткую цепочку из трех-четырех записок с короткими указаниями («под ванной», «на столе», «за шкафом» и т.д.), если ребенку понравится игра, число записок и их сложность можно увеличить. Однако, не забывайте и о вознаграждении (конфета, небольшая игрушка, яблоко, паззл, книжка и т.д.), которое ребенок должен обязательно получить в результате поисков «клада».

4. Детские комиксы, где на одну картинку приходится 3-5 слов. 
Можно также создавать комиксы самостоятельно вместе с ребёнком – придумать нехитрую историю, можно даже из жизни самого «писателя» или из жизни известных ему персонажей. Ребёнок может нарисовать иллюстрации к этой истории и с вашей помощью написать текст к ней, и оформить всё это в маленькую книжечку. Полезных эффектов от таких занятий множество: совместное с родителем времяпрепровождение и творчество, работа фантазии, навыки письма, чтение собственного произведения (гордость им) и, конечно, всё то же привлечение к чтению.

 А теперь мы предоставляем Вашему вниманию 2 сценку.

СЦЕНКА №2 «Ребёнок просит маму почитать сказку на ночь»

Ребёнок: Мам, почитай книгу.

Мама: Ты уже большой, читай сам. Мне некогда. Завтра на работу, а я еще суп не варила, волосы не накручивала.

Ребёнок: Ну  почитай…

Мама: Нет, ложись спать!

Вопросы для обсуждения:

. Правильно ли поступает мама?

2. Как поступить правильно в данной ситуации?

Вывод: Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Если вы хотите, чтобы Ваши дети читали выразительно, сами читайте выразительно. Помните, что Ваше чтение является образцом для ребёнка.

После чтения беседуйте с ребенком о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным. Чаще хвалите его за сообразительность, старание, даже если он что-то понял не так, как вам бы хотелось, поддерживайте его уверенность в своих силах. Чаще устраивайте семейные чтения. Совместное чтение и обсуждение прочитанного сближают родителей и детей.

Запишите ребёнка в детскую библиотеку, периодически берите книги, участвуйте вместе с ребёнком в библиотечных мероприятиях. (В нашей детской библиотеке уже есть постоянные читатели класса  Аливердиева Р., Печеркиной Ю. – традиция)

Говоря о чтении вслух, нужно ещё упомянуть об аудиокнигах, которые в наше время очень популярны. Существуют аудиокниги для детей, которые многие дети слушают с большим интересом. Если у вас недостаточно времени для долгого чтения вслух, или, на ваш взгляд, не хватает артистизма, то это хороший способ приучить ребёнка слушать книги. Можно также завести традицию рисовать «иллюстрации» к услышанной истории. 

Просим родителей  представить следующую сценку.

Сценка №3. «Подарок на день рождения»

Маша: У меня сегодня День Рождения. Ура! Сейчас мне будут дарить подарки!

Мама: Поздравляем тебя, доченька, с Днем рождения! Мы с папой дарим тебе эту замечательную книгу… Читай ее, на здоровье  и ты узнаешь много нового…

Маша: Фу!   Разве это подарок, лучше бы диск с игрой подарили!

Вопросы для обсуждения:

1. Дарите ли вы детям в подарок книги?

2. Как ваши дети реагируют на такие подарки?

3. Что даёт такая традиция?

Вывод: Необходимо прививать  интерес к чтению с раннего детства, а для этого необходимо покупать книги яркие по оформлению, интересные по содержанию. Дарите своему ребенку книгу с дарственной надписью и теплыми пожеланиями, спустя годы, это станет счастливым воспоминанием о его доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Ходите в книжный магазин вместе   с ребёнком. Не навязывайте ребёнку книги, которые выбрали для него сами. Пусть ваш сын или дочь выберет книгу, которая будет интересна для него. Это могут быть книги о природе, технике, путешествиях, стихотворения, басни, фольклор. Помните, что страница насыщенная только шрифтом, пугает ребенка. С каждой самостоятельно прочитанной книгой уверенность ребенка растет и можно постепенно переходить к книгам, не имеющим иллюстраций. Будет очень хорошо, если Ваш ребёнок будет читать сказки.

Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К. Чуковский, сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб. Также развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Дети, как никто, остро чувствуют ритм и музыку стихов.

            Очень часто дети задают много вопросов родителям, на которые родители не могут ответить в полном объёме. В этом случае мы рекомендуем Вам вместе с ребёнком поискать ответ в энциклопедиях, словаря, которые являются хорошим подспорьем в учёбе. Имея в доме словари и справочники, ребенок в любую минуту может к ним обратиться. Самыми ходовыми словарями для учащихся начальной школы являются орфографический, энциклопедический, толковый, иностранных слов.

          Говоря о «врагах» чтения, т.е. тех объектах, которые больше всего конкурируют с книгами и заменяют их, нельзя не упомянуть о телевизоре, компьютере.

Надежд на то, что дети не будут проводить время у компьютера, уже практически нет, – это данность, и нужно думать, как использовать эту данность во благо. 
Среди прочих развивающих эффектов, которые можно извлечь из пристрастия ребёнка к компьютеру, к виртуальным играм, нужно назвать также возможность читать посредством компьютера. Сейчас существует множество детских развивающих сайтов, которые среди обучающих игр других направлений предлагают и различные способы научить ребёнка читать в игровой форме. 


Нельзя не упомянуть о телевизоре. Появилось множество мультипликационных сериалов, которые заполняют значительную часть времени в жизни ребёнка. Не так просто взять и выключить телевизор, заставляя насильно читать. Скорее всего, результатом будут испорченные отношения с ребёнком и отвращение к чтению. Можно попробовать воспользоваться компромиссным вариантом. Без мультфильмов современному ребёнку трудно обойтись и нет смысла его совсем ограждать от них. Дети могут смотреть мультфильмы не обязательно по телевизору. Вы можете выбрать фильмы, которые интересны, красочны, несут смысловую нагрузку и т.д., словом, качественный продукт, против просмотра которого вы не возражаете. Их можно смотреть на диске или по компьютеру, к тому же есть сайты, демонстрирующие мультфильмы онлайн. Например, если ваш ребёнок интересуется исключительно мультфильмами и книги мало привлекают его, можно попробовать начать чтение с книг о любимых мультипликационных героях.

  Таким образом, можно отвести время в течение дня и для мультфильма, и для чтения, и для других нужных и полезных занятий. 
IV. Работа над техникой чтения.

Возвращаясь к технике чтения, хочется сказать, что  в начальной школе ученики осваивают такое чтение, которое состоит из чтения вслух и чтения молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным.

Чтение молча (про себя) – это чтение “глазами” без речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.

Эти формы чтения дополняют и обогащают друг друга. Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению про себя. Особенно труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слуховые и зрительные анализаторы, мышление и память. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, шрифт, четкость печати. Быстрота темпа чтения зависит от развитости речедвигательного аппарата и его возможности. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой. Можно использовать разнообразные виды чтения. Это чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом.

Хороший эффект в этой работе приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами. При работе над скороговорками необходимо преодолевать все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений и оговорок. Сначала беззвучно, потом шепотом и медленно, затем вслух и быстро, но четко.

Существует некоторые приемы, которые помогают овладеть навыками беглого чтения:

1. Проведение ежедневных тренировок, читать как можно чаще.
2. Самозамеры.
3. Чтение перед сном.

Не забывайте и гимнастике для глаз.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: lesona
Просмотров: 1796 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz