Классный час «Великий сын Отечества:
М.В. Ломоносов»
(300 лет со дня рождения)
Цели:
1. Знакомство с биографией М.
В. Ломоносова, достижениями, открытиями ученого – Ломоносова.
2. Развитие речи учащихся, памяти, внимания; обогащение
словарного запаса.
3. Воспитание у детей чувства
гордости, восхищения, уважения к великому ученому М. В. Ломоносову.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Об ученом все узнать.
II. Сообщение темы.
Доска:
Ломоносов Михаил Васильевич
(1711 – 1765)
300
лет
- Посмотрите на портрет. Что
вы знаете об этом человеке?
(высказывания
детей)
- Приближается
знаменательная дата трехсотлетие со дня рождения Михаила Васильевича
Ломоносова.
Слайд 1.
- Наш классный час мы
посвящаем великому русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову.
III. Знакомство с биографией Ломоносова, его открытиями,
достижениями.
Давайте отправимся в
виртуальное путешествие на его Родину.
Слайд2.
Учитель: На далеком холодном севере в деревне Денисовка у Василия Дорофеевича и Елены Ивановны
Ломоносовых 19 ноября 1711 год родился сын Михаил.
Доска:
Денисовка
|
19 ноября 1711г
|
1-й ученик.
В деревне Денисовке, близ
Холмогор,
У Белого моря, в округе помор
Родился сынишка, он крепок,
силен.
Отец мальчугана Михайлой
нарек.
Слайд 3.
Учитель: Мать мальчика рано умерла, отец женился вторично.
Мачеха невзлюбила пасынка, настраивала против него отца. Ломоносов называл
мачеху злой и завистливой. От криков и попреков Михайло забивался в подклеть, по
целым дням сидел, не евши, за книгами, лишь бы в дом не возвращаться.
Лишь только Михайле исполнилось 10 лет,
отец стал его брать с собой на рыбную ловлю. Работа в суровом холодном море
сделала Михаилу упорным, научила быть наблюдательным, выносливым, не бояться
невзгод и трудностей. Девятнадцать лет своей жизни провел он на севере и уже не
уступал сноровкой бывалым добытчикам - без богатого улова домой возвращался
редко.
Но у Михайлы с детства была неодолимая
страсть - книги. «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого - первые
недуховные книги Ломоносова, которые он выучил наизусть. А первым учителем его
был крестьянин Иван Шубной.
Вскоре надумал его отец женить. Но Михайло
не хотел жениться, а жизнь в отцовском доме была непереносимой. Кроме того,
слыхал он от людей, что ученые книги все по латыни пишутся, а латыни обучаться
ближе Москвы негде.
2-й ученик.
Как хотелось юноше учиться,
Как хотел он многое узнать,
Что из своего селенья с
караваном
В дальний путь, в Москву
сумел он убежать.
Слайд 4.
Учитель: Бегство Ломоносова совершилось 7 декабря 1730 года.
Паспорт юноше удалось достать тайком. Сосед Фома Шубной, вероятно родственник
первого учителя Ломоносова Ивана Шубного, снабдил его на дорогу полукафтаньем и
тремя рублями денег.
Все эти годы Михайло жил в
страшной бедности, на 3 копейки в день:
1 копейка - на хлеб;
1 копейка - на квас;
1копейка – на обувь, одежду и
все остальное.
3-й ученик.
Три рубля в кармане денег
было.
Надо хлеб купить, бумагу,
обувь, квас.
Я на все согласен,
Всякое приму мученье,
Лишь бы только знанья
получать.
Слайд 5.
Учитель: Через
3 недели добрался до Москвы.
Не
просто было поступить Михаилу Васильевичу в первое в России высшее учебное
заведение - Славяно-греко-латинскую академию. Но он добился своего и стал
учиться. Товарищи по возрасту были значительно моложе его и встретили
великовозрастного детину обидными насмешками. К тому же он был плохо одет и
обут. Но это не испугало его, наук он не оставил.
4-й ученик.
За полгода, изучив науки,
Переводят сразу в третий
класс.
Молодец, Михайло Ломоносов,
Не теряет время просто так.
Пять лет учился Ломоносов в
школе, постигая науки и латинский язык.
Слайд 6.
Учитель: Как один из
лучших студентов Ломоносов был направлен в университет в город Санкт- Петербург.
В Петербурге он пробыл недолго.
Слайд 7.
Учитель: Изучать иностранные языки он едет в Германию, в Марбург.
Но уже в то время его влекли металлургия, горные дела.
5-й ученик
Но уезжает в Петербург.
Потом в Германию, в Марбург.
Пять лет живёт за рубежом,
Вернувшись, знаний багажом
Всех удивляет…
Учитель. В Россию Ломоносов возвращается с громадным запасом
знаний и сразу же принимается за работу. Сколько книг ему пришлось прочесть,
сколько опытов провести, чтобы прийти к своим знаменитым открытиям и
изобретениям. Эти открытия были сделаны в различных областях химии, физике,
астрономии, географии, металлургии, геологии, горном и мореходном деле, истории
и словесности. Еще Ломоносов слагал стихи, неплохо рисовал.
Слайд8, 9
Учитель: Долго не давала покоя
М.В. Ломоносову тайна северного сияния.
«Я миру докажу, что волшебное
свечение с синими, розовыми, сиреневыми переливами вызвано вспышками солнечного
излучения электрическими разрядами в воздухе».
Слайд10.
Учитель: Михаил
Васильевич Ломоносов сам разработал способ получения разноцветных кусочков
непрозрачного стекла и сделал из них свыше сорока мозаичных работ. Ученый
просит правительство разрешить ему построить стеклянную фабрику «к пользе и
славе России». Разрешение было получено. И первая фабрика расположилась в
шестидесяти верстах от Петербурга, близ деревни Усть-Рудица.
Слайд 11, 12, 13
6-й ученик.
Наука вознеслась к верхам,
Здесь Ломоносов, тут и там!
Электроток и цвет стекла,
Наука вся его влекла.
Слайд 14.
Учитель: В 1754 году Ломоносов заканчивает свою первую
художественную работу – портрет Петра I, - блестящее исполнение которой явилось
шедевром мозаичного искусства.
7-й ученик
Любуется народ умением
творца.
Вот полотно - мозаика.
Портрет великого царя Петра.
Слайд 15.
Учитель: В марте 1764 года Ломоносов закончил мозаику
«Полтавская битва». Это самое выдающееся произведение русского мозаичного
искусства за целое тысячелетие.
Учитель: Но главным смыслом жизни для Ломоносова была наука. Ей
он отдавал всего себя без остатка. Самоучка, сын рыбака, Ломоносов многого
достиг в жизни. Он был удостоен самого высокого ученого звания – стал
академиком. Его имя получило всемирную известность.
Слайд 16.
Как всякий
большой ученый, Михаил Васильевич Ломоносов заботился о развитии науки и
распространении научных знаний. По его инициативе в Москве был открыт первый в
России университет. Основанное в 1755 году это высшее учебное заведение и
сейчас носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.
Ломоносов был физиком, химиком,
астрономом и геологом, историком и географом, поэтом и художником. А.С. Пушкин
говорил о нем: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым
нашим университетом».
IV. Итог урока.
Учитель: Наша встреча
позволила прикоснуться к жизни и научным открытиям удивительного человека
Михаила Васильевича Ломоносова. Без изобретений и научных открытий прошлого
современные поколения ученых не сумели бы создать того, что мы имеем сейчас в
науке.
8-й ученик
Когда не стало света мысли,
Казалось, мир осиротел,
А Ломоносов так хотел
Добиться своей цели в жизни.
Эх! Не успел достичь всего!
Но навсегда его ученья
Нам будут символом того,
Что с нами на земле жил
ГЕНИЙ!
Учитель: Да, этот гений успел за свою жизнь сделать много
открытий в разных областях науки, ведь не даром говорят, что талантливый
человек талантлив во всем.
Учитель: А кем же он был М. В.
Ломоносов? В каких областях он сделал открытия?
Давайте попробуем разгадать кроссворд.
1.
Писал стихи,
значит он был … (поэт)
2.
Открыл первую в
России химическую лабораторию; составил рецепт для приготовления фарфоровых
масс. (химия)
3.
Составил
"Полярную карту”; разработал приборы для морского кораблевождения; доказал возможность Северного морского пути
в Индию. (география)
- Рисовал картины, изготовил 40 мозаичных картин; в
том числе «Полтавскую битву» (художник)
- Сделал открытия о возникновении металлов и минералов; «О
причине землетрясений”. (геология)
- Открыл атмосферу на Венере; построил телескоп…
(астрономия)
- Ломоносовым был закончен 1-ый том Российской
истории, составлен "Краткий летописец с родословием”. (история)
- Что вам особенно
запомнилось из жизни Ломоносова?
- Как вы думаете, что
позволило Михаилу Васильевичу Ломоносову сделать так много величайших открытий?
|