Пятница
29.03.2024
10:32
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Соколовой Елены Васильевны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Ломоносов
19.10.2013, 21:12

Классный час «Великий сын Отечества: М.В. Ломоносов»

(300 лет со дня рождения)

 

Цели:

1. Знакомство с биографией М. В. Ломоносова, достижениями, открытиями ученого – Ломоносова.

2. Развитие речи  учащихся, памяти, внимания; обогащение словарного запаса.

3. Воспитание у детей чувства гордости, восхищения, уважения к великому ученому М. В. Ломоносову.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Об ученом все узнать.

 

II. Сообщение темы.

Доска:

Ломоносов Михаил Васильевич

(1711 – 1765)

300 лет

- Посмотрите на портрет. Что вы знаете об этом человеке?

 (высказывания детей)

 

- Приближается знаменательная дата  трехсотлетие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.

Слайд 1.

- Наш классный час мы посвящаем великому русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову.

 

III. Знакомство  с биографией Ломоносова, его открытиями, достижениями.

 

Давайте отправимся в виртуальное путешествие на его Родину.

 

Слайд2.

Учитель: На далеком холодном севере в деревне Денисовка  у Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых 19 ноября 1711 год родился сын Михаил.

 

Доска:

Денисовка

19 ноября 1711г

 

1-й ученик.

В деревне Денисовке, близ Холмогор,

У Белого моря, в округе помор

Родился сынишка, он крепок, силен.

Отец мальчугана Михайлой нарек.

 

Слайд 3.

Учитель: Мать мальчика рано умерла, отец женился вторично. Мачеха невзлюбила пасынка, настраивала против него отца. Ломоносов называл мачеху злой и завистливой. От криков и попреков Михайло забивался в подклеть, по целым дням сидел, не евши, за книгами, лишь бы в дом не возвращаться.

 

     Лишь только Михайле исполнилось 10 лет, отец стал его брать с собой на рыбную ловлю. Работа в суровом холодном море сделала Михаилу упорным, научила быть наблюдательным, выносливым, не бояться невзгод и трудностей. Девятнадцать лет своей жизни провел он на севере и уже не уступал сноровкой бывалым добытчикам - без богатого улова домой возвращался редко.

 

      Но у Михайлы с детства была неодолимая страсть - книги. «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого - первые недуховные книги Ломоносова, которые он выучил наизусть. А первым учителем его был крестьянин Иван Шубной.

 

     Вскоре надумал его отец женить. Но Михайло не хотел жениться, а жизнь в отцовском доме была непереносимой. Кроме того, слыхал он от людей, что ученые книги все по латыни пишутся, а латыни обучаться ближе Москвы негде.

 

2-й ученик.

Как хотелось юноше учиться,

Как хотел он многое узнать,

Что из своего селенья с караваном

В дальний путь, в Москву сумел он убежать.

 

Слайд 4.

Учитель: Бегство Ломоносова совершилось 7 декабря 1730 года. Паспорт юноше удалось достать тайком. Сосед Фома Шубной, вероятно родственник первого учителя Ломоносова Ивана Шубного, снабдил его на дорогу полукафтаньем и тремя рублями денег.

Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день:

1 копейка - на хлеб;

1 копейка - на квас;

1копейка – на обувь, одежду и все остальное.

 

3-й ученик.

Три рубля в кармане денег было.

Надо хлеб купить, бумагу, обувь, квас.

Я на все согласен,

Всякое приму мученье,

Лишь бы только знанья получать.

 

Слайд 5.

Учитель:  Через 3 недели добрался до Москвы.

Не просто было поступить Михаилу Васильевичу в первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинскую академию. Но он добился своего и стал учиться. Товарищи по возрасту были значительно моложе его и встретили великовозрастного детину обидными насмешками. К тому же он был плохо одет и обут. Но это не испугало его, наук он не оставил.

 

4-й ученик.

За полгода, изучив науки,

Переводят сразу в третий класс.

Молодец, Михайло Ломоносов,

Не теряет время просто так.

 

Пять лет учился Ломоносов в школе, постигая науки и латинский язык.

 

Слайд 6.

Учитель:  Как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет в город Санкт- Петербург. В Петербурге он пробыл недолго.

 

Слайд 7.

Учитель: Изучать иностранные языки он едет в Германию, в Марбург. Но уже в то время его влекли металлургия, горные дела.

 

5-й ученик

Но уезжает в Петербург.

Потом в Германию, в Марбург.

Пять лет живёт за рубежом,

Вернувшись, знаний багажом

Всех удивляет…

 

Учитель. В Россию Ломоносов возвращается с громадным запасом знаний и сразу же принимается за работу. Сколько книг ему пришлось прочесть, сколько опытов провести, чтобы прийти к своим знаменитым открытиям и изобретениям. Эти открытия были сделаны в различных областях  химии, физике, астрономии, географии, металлургии, геологии, горном и мореходном деле, истории и словесности. Еще Ломоносов слагал стихи, неплохо рисовал.

 

Слайд8, 9

Учитель: Долго не давала покоя М.В. Ломоносову тайна северного сияния.

«Я миру докажу, что волшебное свечение с синими, розовыми, сиреневыми переливами вызвано вспышками солнечного излучения электрическими разрядами в воздухе».

 

Слайд10.

Учитель:  Михаил Васильевич Ломоносов сам разработал способ получения разноцветных кусочков непрозрачного стекла и сделал из них свыше сорока мозаичных работ. Ученый просит правительство разрешить ему построить стеклянную фабрику «к пользе и славе России». Разрешение было получено. И первая фабрика расположилась в шестидесяти верстах от Петербурга, близ деревни Усть-Рудица.

 

Слайд 11, 12, 13

 

6-й ученик.

Наука вознеслась к верхам,

Здесь Ломоносов, тут и там!

Электроток и цвет стекла,

Наука вся его влекла.

 

Слайд 14.

Учитель: В 1754 году Ломоносов заканчивает свою первую художественную работу – портрет Петра I, - блестящее исполнение которой явилось шедевром мозаичного искусства.

 

7-й ученик

Любуется народ умением творца.

Вот полотно - мозаика.

Портрет великого царя Петра.

 

Слайд 15.

Учитель: В марте 1764 года Ломоносов закончил мозаику «Полтавская битва». Это самое выдающееся произведение русского мозаичного искусства за целое тысячелетие.

 

Учитель: Но главным смыслом жизни для Ломоносова была наука. Ей он отдавал всего себя без остатка. Самоучка, сын рыбака, Ломоносов многого достиг в жизни. Он был удостоен самого высокого ученого звания – стал академиком. Его имя получило всемирную известность.

 

Слайд 16.

      Как всякий большой ученый, Михаил Васильевич Ломоносов заботился о развитии науки и распространении научных знаний. По его инициативе в Москве был открыт первый в России университет. Основанное в 1755 году это высшее учебное заведение и сейчас носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.

       Ломоносов был физиком, химиком, астрономом и геологом, историком и географом, поэтом и художником. А.С. Пушкин говорил о нем: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

 

IV. Итог урока.

Учитель:  Наша встреча позволила прикоснуться к жизни и научным открытиям удивительного человека Михаила Васильевича Ломоносова. Без изобретений и научных открытий прошлого современные поколения ученых не сумели бы создать того, что мы имеем сейчас в науке.

 

8-й ученик

Когда не стало света мысли,

Казалось, мир осиротел,

А Ломоносов так хотел

Добиться своей цели в жизни.

 

Эх! Не успел достичь всего!

Но навсегда его ученья

Нам будут символом того,

Что с нами на земле жил ГЕНИЙ!

 

Учитель: Да, этот гений успел за свою жизнь сделать много открытий в разных областях науки, ведь не даром говорят, что талантливый человек талантлив во всем.

 

Учитель: А кем же он был М. В. Ломоносов? В каких областях он сделал открытия?

Давайте попробуем разгадать кроссворд.

 

 

 

 

 

1.     Писал стихи, значит он был … (поэт)

2.     Открыл первую в России химическую лабораторию; составил рецепт для приготовления фарфоровых масс. (химия)

3.     Составил "Полярную карту”; разработал приборы для морского кораблевождения;   доказал возможность Северного морского пути в Индию. (география)

  1. Рисовал картины, изготовил 40 мозаичных картин; в том числе «Полтавскую битву» (художник)
  2. Сделал открытия  о возникновении металлов и минералов; «О причине землетрясений”. (геология)
  3. Открыл атмосферу на Венере; построил телескоп… (астрономия)
  4. Ломоносовым был закончен 1-ый том Российской истории, составлен "Краткий летописец с родословием”. (история)

 

 

 

- Что вам особенно запомнилось из жизни Ломоносова?

- Как вы думаете, что позволило Михаилу Васильевичу Ломоносову сделать так много величайших открытий?

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: lesona
Просмотров: 1379 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz