Четверг
15.11.2018
03:49
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [4]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 40

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок литературного чтения во 2 классе

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2  класс 

УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема: С.Михалков «Быль для детей».

Цели урока:

1. Организация деятельности учащихся по знакомству с новым произведением, со страницами истории Великой Отечественной войны. 

2. Формирование навыка размышлять и анализировать,  навыка монологической речи.

3. Развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения  о войне.

4. Воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Отечества.

Формирование УУД на уроке:

Познавательные (П): воспринимать художественное  произведение, работать по иллюстрации  к тексту.

Личностные (Л):  содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.

Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать,  оценивать результат своей деятельности.

Оборудование: учебник «Литературное чтение»  авт.Л.А. Ефросинина,  2класс М.: «Вентана-Граф», 2011;  рабочая тетрадь «Литературное чтение»  авт. Л.А. Ефросинина,  2 класс. М.: «Вентана-Граф», 2011; карточки с заданиями для работы в парах.

Звуковой ряд:  аудиозапись голоса Левитана о начале войны,  1 куплет песни «Священная война». Зрительный ряд:  портрет С.В. Михалкова;  картинки Кривоногов «Победа»,   Антонов «Победители», Ветеран Великой Отечественной войны;  боевые награды: медали, ордена ВОВ.

Ход урока.

I. Организационный момент (1-2 мин)

Учитель:

Как хорошо уметь читать, 

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти, ,

Прочти, пожалуйста,  прочти,

Не надо умолять сестрицу,

Ну прочитай еще страницу.

Не надо звать, не надо ждать,

А можно сесть и почитать!

Учитель:  Зачем человеку нужно чтение?

Ответы учащихся

УУД на данном этапе: Л: воспринимать речь учителя, выражать свое отношение.

II. Актуализация знаний (6- 8 мин)

1. Повторение жанров произведений из изучаемого раздела.  Работа в парах.

Учитель:  Вспоминать и повторять пройденный материал будем в парах. Вспомним правила делового сотрудничества.

Учащиеся: Уважать чужое мнение; не обижать и не обижаться; быть внимательными; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга.

 Учитель:  Прочтите  задание и обсудите, как вы будете его выполнять. Приступайте  к работе.

Задание: Прочти отрывки произведений левого столбика и соедини с жанром   правого столбика.   Вспомни автора и название произведения.

1)  Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.

2) При солнышке тепло –

    При матери добро.

3)  Малиночка сладенька,

   Спи, доченька, маленька.

   Берёзонька, скрип, скрип,

   А  доченька, спит, спит…

4)  Костя первым увидел это. Нагнулся, схватил кошелёк, а потом побежал и догнал старушку.

5) Их деды сажали

    Своими руками

    Себе на потеху

    И внукам на память.

РАССКАЗ

 

НАРОДНАЯ СКАЗКА

 

ПОСЛОВИЦА

 

 

СТИХОТВОРЕНИЕ

 

 

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

 

 

. 2. Проверка по слайду или с доски.

Доска: 1.- татарская народная сказка «Три сестры»; 2 – пословица; 3 – народная песня; 4 – рассказ Е.Пермяк «Случай с кошельком»; 5 – стихотворение В. Солоухин «Деревья».

Учитель:  За каждый правильный ответ, ставьте себе по баллу.

Учитель:  Что объединяет эти произведения? 

Учащиеся: Произведения о семье, раздел «Семья и я».

Учитель: Оцените свою работу. Встаньте те ребята, которые сделали все правильно;  допустили ошибки.

3. Выразительное чтение стихотворения В. Солоухина «Деревья» (стр.87-88).

Учитель: Прочитайте стихотворение, которое готовили дома.

(3-4 человека читают произведение.  Учащиеся анализируют чтение своих одноклассников: дают советы, пожелания)

УУД на данном этапе: Р:  воспринимать учебные действия учителя по заданию,  умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки; оценивать результат своей деятельности. К: согласовывать усилие  по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения. Л: применять навыки сотрудничества.. П: анализировать степень выразительности чтения, содержание поэтического произведения

III.  Речевая разминка (3 мин)

Работа по развитию  четкости произношения слов и предложений, смыслом пословицы.

Учитель: Прочти пословицу: про себя.

Доска: Береги землю родимую, как мать любимую.

Учитель:  Что прочитали? 

Учащиеся: Пословицу.       

Учитель: Объясни смысл пословицы.

Прочитай по слогам, медленно, с  вопросительной интонацией, восклицательной, хором.

Учитель:  О чем она?

Учащиеся: О  Родине.

Учитель:   Как по-другому  можно назвать родимую землю?

Учащиеся: Родина, Россия, Отчизна, Отечество.

IV. Формулирование темы урока (3  мин)

Звуковой ряд: Звучит голос Левитана  «Объявление о начале войны» (50 сек), куплет песни «Священная война» (36 сек).

Учитель:  Ребята,  вы догадались, о чем будем читать? (О Великой Отечественной войне, о Родине.)

УУД на данном этапе: Р: формулирование темы после обсуждения. К: умение слушать собеседника.

V.  Работа над новым материалом. (18 - 20мин)

1 этап. Работа с текстом до чтения Цель: организация мыслительной  операции в познавательном процессе.

1. Антиципация.

Учитель:  С каким произведением познакомимся? Прочти на стр.88  фамилию автора, название произведения.

Учащиеся:  Сергей Михалков «Быль для детей».

Доска: Портрет Михалкова

Учитель:   Что такое быль?

Учащиеся:  Рассказ о том, что было или бывает на самом деле.

Учитель:    Как вы думаете, о чем оно?  

Учащиеся:  высказывают свое мнение.

Учитель:    Мы не только познакомимся с произведением о Великой Отечественной войне,  со страницами истории войны, но и будем учиться читать его выразительно.

УУД на данном этапе: Р: Принятие целей. Готовность к чтению. К: понимать  на слух  текст стихотворения, построение речевых высказываний. П: воспринимать художественное произведение,  извлечение из текста необходимой информации, аргументировать точку зрения

2 этап. Работа с текстом во время чтения. Цель: знакомство с произведением

1. Первичное чтение текста (Читает учитель)

Учитель:    В каждой семье были защитники  нашей Родины. О войне, ее героях и Победе написано много рассказов, стихов, песен. Послушайте.

2. Проверка первичного восприятия.

Учитель:    Что слушали? Какое произведение по жанру?

Учащиеся:  Стихотворение.

Учитель:  Какие картины вы представляли, слушая  стихотворение?

- Какие чувства испытали?

3. Словарная работа:

Доска:

Советские люди

- О каком советском народе идет речь?

- Прочитайте первую подсказку ( стр. 90.)

(До 1991 года Россия назвалась СССР, а народ - советский.

 

Фронт

 

4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову (чтение слов по слогам, целыми словами, хором)

Читают по указке учителя хором:

Солдаты

Адмиралы

Генералы

Затемнены

Павшие          

 

5.  Работа над содержанием стихотворения

Учитель: Сколько частей в были? (3)

Учитель: Прочтем  вступление.

1)  Подготовка к выразительному чтению 1 части.

- Прочтем 1 часть (читают по четверостишию)

    Вопросы :

- Когда началась война?

- Кто дал немецким войскам приказ?

- При помощи, каких слов автор передаёт своё отношение к народу?

- Выполни задание 1. (стр.90)

- Как встали русские полки? (И от моря и до моря встали русские полки)

Учитель: В 1941 году война пришла  на нашу землю. Рано утром 22 июня гитлеровские войска перешли границу СССР. Фашистские главари хотели поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить или уничтожить её культурные ценности.

На защиту Родины встала вся страна, все – от мала до велика. Мужчины ушли на фронт, женщины, старики и дети работали у станков, рыли окопы, выращивали хлеб, отправляли продукты на фронт для родной армии.

2) Подготовка к выразительному чтению второй части  стихотворения. Ответ на второй вопрос к тексту.

Учитель: Прочтите «жужжащим чтением в полголоса». С кем сравнивает наш народ автор?

Учащиеся:  С богатырями.

 

Учитель:  «И от моря и до моря встали русские полки», «показал себя на деле богатырский наш народ»

Такие слова называются ЭПИТЕТАМИ. Эпитет – образное художественное определение свойств предмета. Для чего нужны эпитеты?

Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, красивой, выразительной.

 

- Какое значение вкладывает в эти эпитеты автор? (Показать мощь и силу армии, народа, страны)

- Ответьте на 2 вопрос учебника.

- О каких городах говорится в стихотворении? (О Москве, Орле)

Учитель: 22 июня 1941 года и 9 Мая 1945 года навеки останутся в памяти людей. 1418 дней и ночей шла война. Она унесла около 27 миллионов  жизней  советских  людей.

Война – это 1725 разрушенных и сожжённых  городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Все люди нашей страны встали на защиту Родины. Все, от мала до велика,  мужчины, женщины, дети – все боролись против фашистов.

Физминутка (2-3 мин)

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

3) Подготовка к выразительному чтению третьей части стихотворения.

Учитель: Прочти про себя 3 часть. О чем она?

Учащиеся: О Победе.

Учитель: И вот он – День Победы, 9 Мая 1945 года. Это большой всенародный праздник. Этот день принёс мир не только нашему народу, но и всей Земле.

Учитель: Ответь на 3 вопрос. Воспользуйся второй подсказкой. С какой интонацией нужно читать каждую часть?

Учащиеся: 1 часть- с тревогой 2 часть- с гордостью 3 часть – с восхищение, радостью,  торжественно.

4) Выразительное чтение.

УУД на данном этапе: П: осознанно и произвольно строить высказывания в устной форме. К: принимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия; выразительно читать. Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

1. Работа по иллюстрации к тексту.

Учитель:  Что изображено на иллюстрации к стихотворению? Какое настроение передает художник?

 Учащиеся: Победа! Салют! Но горесть в глазах солдата - тяжелой ценой досталась ему эта победа. Жизни многих людей унесла война. Солдат преклонил голову перед могилой воина.

2. Моделирование обложки. (1 ученик у доски)  Самостоятельная  работа в  тетради – стр.50 №. 1.

Взаимопроверка  (Жанр – стихотворение, тема: о Родине, семье) с доски.

3. Подбор пословицы.

Учитель:  Как вы думаете, подходит ли пословица, которую мы читали в начале урока к этому произведению.

- Какие вы знаете пословицы о Родине?

Учащиеся называют пословицы

·        Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.

·        Для родной Отчизны не жаль и жизни.

·        Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.

·        Что мир строит, то война разрушает.

·        Сражайся смело за родное дело.

·        От Родины теплом веет.

·        Первое дело в жизни служить Отчизне.

 

УУД на данном этапе: П:  умение осуществлять анализ объектов поэтического произведения. К: строить  монологическое высказывание, адекватно использовать речевые средства. Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль.

VI. Обобщение по теме урока. (2мин)

Учитель:  Ребята, как называют людей, которые воевали, прошли всю войну.

Учащиеся: Ветераны.

Учитель:  С каждым годом их остается все меньше и меньше. Мой дедушка Зубков Федот Федотович тоже воевал. Обратите внимание на то, сколько у него наград. (Показывает ордена, медали своего деда). А ведь награждали орденами и медалями тех, кто проявил во время войны мужество и героизм. Оказывается те, кто завоевал мир и счастье на Земле, ветераны Великой Отечественной войны, живут рядом с нами.  Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Чтобы знать  о войне, надо  беседовать с ними,  спрашивать их о том, какая у них была жизнь. Все мы должны  помнить о том, какой ценой завоёван мир на Земле.

УУД на данном этапе: Л: проявлять уважение к ветеранам ВОВ.

VII. Домашнее задание (1 мин)

Стр. 88-89. Подготовить выразительной чтение стихотворения; по желанию выучить наизусть стихотворение или отрывок. Творческая работа: расспросить прабабушек и прадедушек о войне, подготовить рассказ «В моей семье живет память о войне».

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

- С каким произведением познакомились?

- Кто его автор?

- О чём оно? Почему автор назвал его былью?

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Что вы не знали, а теперь знаете?

- Какие задания показались вам наиболее интересными?

- Продолжите предложения.

- Мне понравилось…

- Мне было трудно…

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: lesona (20.10.2013)
Просмотров: 3932 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Ирина  
Урок замечательный. Проводила со своими детьми. осталась очень довольна.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz