Воскресенье
28.04.2024
01:32
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Соколовой Елены Васильевны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

"Как научить ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения "
[ Скачать с сервера (4.39 Mb) ] 20.03.2014, 04:38

Родительское собрание в 4 классе

Тема: Как научить своего ребёнка жить в мире людей.

Уроки этики поведения для детей и родителей

«Этика - это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему» А.Швейцер.

                                    «Вежливость порождает и вызывает вежливость»                                                                          

Э. Роттердамский.

Задачи собрания:

1.Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.

2.Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребёнка, его взглядов.

3.Вовлечь родителей в школьную жизнь их детей.

Форма проведения:

Дискуссионный клуб

Вопросы для обсуждения:

Что значит быть культурным человеком?

Критерии культуры личности.

Подготовительная работа к родительскому собранию:

1.Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

2.Советы  для родителей по воспитанию культуры поведения  у детей.

Оборудование: сценарий собрания, презентация к собранию, анкеты для родителей и детей, вопросы для обсуждения, «синквейн».

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодняшнее родительское собрание посвящено теме:

СЛАЙД 1 «Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей». Я предлагаю провести его в форме дискуссионного клуба.

Вопросы для обсуждения:

СЛАЙД 2

Вопрос 1. Считаете ли вы, что проблема нравственного воспитания актуальна в настоящее время? Почему?

Вопрос 2. Кого вы считаете воспитанным?

Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? 

СЛАЙД 3

В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя.

Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создаёт для этого благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и самому себе начинается в детстве.

СЛАЙД 4

Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые закладывает его семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги - помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребёнок должен знать, когда включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д.

Этим вопросам в классе были и будут ещё посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам всё время приходится возвращаться, т.к. на них строится наша жизнь.

СЛАЙД 5

Из приведенных слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют Вашего ребенка

Затем раздать анкеты учащихся.

II. Анализ анкет родителей и детей.

СЛАЙД 6

Посмотрите на детские самохарактеристики. В 4 классе знакомство с самохарактеристиками ребенка просто необходимо. Переход в 5 класс – достаточно тревожная ситуация и для детей, и для родителей. Вы и дети должные знать, какое мнение об их ребенке сложится у педагогов, чтобы подумать над тем, что и как нужно изменить во взаимоотношениях с самим ребенком.

Анкета 1. Из 24 человек в классе все 24 правильно оценили свои действия, считающиеся приличными при заполнении анкеты: «Считаешь ли ты себя культурным человеком».

Дети знают, что нельзя: громко кричать, драться, перебивать в разговоре другого человека, списывать из чужой тетради, задавать неуместные вопросы, свистеть, жадничать, врать, молчать, если кто-то совершил плохой поступок, завидовать кому-то, быть равнодушным к чужой беде, навязываться в друзья и т.д. Но многие из них не выполняют этих норм поведения на практике.

Анкета 2. Сравните задание в форме тезиса «Продолжи незаконченное предложение», данное учащимися и Вами.

Дети считают, что культурный человек - это тот человек, который вежливо относится к окружающим; всегда здоровается; соблюдает все правила; говорит спасибо; он добрый; культурно ест; хорошо относится к вещам; всё делает культурно; не ябеда; красивый и добрый; умный и ласковый; выполняет правила поведения; всё делает хорошо.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Анкета 3.

Из анкеты для учеников, требующей из приведённых прилагательных подчеркнуть те, которые к тебе никак не относятся, все посчитали, что они не являются глупыми, злыми, жадными, грубыми, ябедами, жалобщиками, насмешниками и врунами.

Дети знают, какими качествами характера не должен обладать культурный человек.

Почему же, зная нормы поведения, дети, а подчас и родители, их не выполняют?(Ответы родителей)

СЛАЙД 7                          III.  Информация к размышлению.

1.Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание  правила - причина простая и легко исправимая.

2.Они не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, формирующаяся неоднократными упражнениями.

3.Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у них волевого усилия в достижении чего-то.

4.Считают их не нужными, неважными, что их просто придумали взрослые.

СЛАЙД 8

Что вы подразумеваете под словом «этика»?  В переводе с французского языка слово «этика» означает «ярлык», «этикетка», его второе значение — строго установленный порядок поведения и формы обхождения.

Что вы подразумеваете под понятием «культура личности»?

         СЛАЙД 9

IV. Культура личности включает несколько аспектов:

1)    Культура внешности — один из компонентов культуры поведения.  

   Внешний вид человека играет в практике общения большую роль. Психологи отмечают склонность людей давать оценку достоинствам и недостаткам кого-либо на основании только одной внешности, поскольку она воспринимается как неотъемлемая характеристика личности. Часто ребёнок кажется симпатичным не из-за физической красоты, а в силу обаяния, которое заключается в приятном, добром весёлом выражении лица. Однако иногда некоторые дети кривляются при общении, морщат лоб и нос, высоко поднимают брови, капризно вытягивают губы вперёд. Взрослым необходимо сказать, что это плохо, некрасиво, что он становится не похожим на себя.

Начинать формирование культуры внешности надо с элементарной аккуратности, чистоплотности, привития санитарно - гигиенических норм. Работа по воспитанию культуры внешности ведётся в двух направлениях: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека и обучение детей искусству быть привлекательным, вооружение их знанием конкретных способов «сотвори самого себя» т.е., чтобы школьник осознавал, «что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». 

2) Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником.

Личное обаяние человека проявляется в умении говорить, разговаривать.

В семье большое значение имеет стиль взаимоотношений. Важно не повышать голоса, не отдавать приказы. Нужно помнить, что соблюдение норм вежливости предохраняет от многих конфликтов, создаёт доброжелательную атмосферу, улучшает настроение.

Предлагаю Вам поиграть в игру «Если…», которая поможет научить вашего ребёнка жить в мире людей.

На доске записаны предложения и карточки

Игра «Если...»

1)...ребёнка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).

2)...ребёнок живёт во вражде, он учится  …(быть агрессивным).

3)...растёт в упрёках, он учится  …(жить с чувством вины).

4)...в терпимости, он учится  …(понимать других).

5)...хвалят, он учится … (быть благородным).

6)...растёт в честности, он учится … (быть справедливым).

7)...в безопасности, он учится … (верить людям).

8)...ребёнка поддерживают, он учится … (ценить себя).

9)...ребёнка высмеивают, он учится  …(быть замкнутым).

10)...ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится … (находить любовь в этом мире).

Непременным условием воспитания у детей культуры общения является формирование у них позиции открытости, дружелюбия, доверия, чувства радости общения. Потребность в любви удовлетворяются, когда ребёнку сообщается, что он нами любим, нужен нам, мы им дорожим, наконец, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, приветливой улыбке, в прямых словах: «Мне хорошо, когда мы вместе», «Как хорошо, что ты у нас есть».

3) Культура речи - ещё одна составляющая культуры поведения. Рассматривается как владение нормами устного и письменного языка.

Как владеет человек этим средством коммуникации, судят об уровне его воспитания.

Выработке культуры речи у детей могут помочь игры типа: «Волшебные слова». Пусть ребёнок запишет и сосчитает, сколько и каких («волшебных») слов он сказал. Вечером подведите итоги. Можно совместно с ребёнком создать: «Азбуку хороших слов». Начинаем с буквы «А».Так можно поработать и над пословицами, поговорками. В эту книжку можно записывать высказывания писателей, поэтов.

Игра для родителей «Азбука хороших слов»

(У каждого из вас листочек с буквой. Запишите хорошее вежливое слово на эту букву и прикрепите на доску)

Искусство общения с людьми кроме умения говорить, вести разговор включает и умение внимательно слушать собеседника. Перебить человека, не дать ему высказаться до конца считалось и считается верхом бестактности. Воспитанный человек никогда не позволит себе разговаривать сидя, если собеседники стоят.

Искусству спорить, не нарушая добрых отношений, также надо учиться с детства. Ругаться при детях не допустимо. Неотъемлемыми атрибутами должны быть юмор, шутка, остроумие.

Хождение в гости — особый аспект культуры. Взрослым нужно помнить: чтобы сформировался определённый навык поведения, нужны упражнения. Для этого нужно использовать естественные жизненные ситуации, создавать условия, побуждающие к нравственным поступкам, позволяющие на практике овладевать правилами культуры поведения.

Ситуация «К нам придут сегодня гости »

Мамина подруга торжественно вручила десятилетней Кате плитку шоколада. Девочка, как её учили, приятно улыбнулась, благовоспитанно сказала: «Большое спасибо». Потом отодвинула подарки и буднично прибавила: «Мне это не надо. Такая шоколадка у меня уже есть, а шоколад мне нельзя, у меня от него диатез ».

О чём бы вы наедине поговорили с девочкой на месте мамы? Оправдываете ли вы поступок девочки, учитывая её возраст?

4) Культура быта.

Составной частью её является умение рационально и со вкусом организовать внешнюю среду и своё жилище, воспитывать стремление к комфорту. Культура быта включает в себя умение рационально использовать время. Необходимо выработать привычку к постоянному учёту времени и к планированию его.

Можно завести записную книжку, где ребёнок фиксирует дела на завтра. А вечером зачёркивает и подводит итоги сделанного. Желательно с детьми организовывать самоанализ (что сделано, что не сделано). Дети должны усвоить главное: отношение к своему и чужому времени как к большой ценности - это один из показателей культуры поведения.

СЛАЙД 10 V. Советы родителям по формированию культурного человека

С 11 Не учите культуре назидательно, излишне морализируя, вызывая желание действовать назло.

С 12 Привлекайте детей к посильной деятельности.

С 13 Создавайте специальные ситуации - задания: встретить тётю Машу, позвонить по телефону.

С 14 В выработке культуры поведения широко используйте игры и игровые ситуации.

С 15 Помните, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие слова не нужны, достаточно примера, образца поступка.

С 16 Создавайте вместе с детьми различные памятки: «Культура поведения в общественном транспорте, музее », « Мой внешний вид».

С 17 Помните: вы - главный воспитатель, вы - пример.

V. Рефлексия

У всех нас есть возможность выбора в воспитании своего ребёнка. Но именно от вас зависит в большей степени, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут стать ему образованным, культурным, помогут найти выход из сложных ситуаций. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

СЛАЙД 18

Наше собрание хотелось бы закончить  таким стихотворением:

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же - никогда.

Тот лучший проповедник -

Кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из школ.

И если всё мне показать

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрый слов поток.

Должно быть можно верить

И мыслям и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет,

Зато пойму, как ты живёшь,

По правде или нет.

СЛАЙД 19

Уважаемые родители! Прошу Вас подвести итоги нашего собрания.

«Синквейн»     (работа в группах)

Подберите к теме сегодняшнего собрания:

1.Имя существительное (главное ключевое слово)

2.Два прилагательных

3. Три глагола

4. Фразу из 4-х слов

5. Синоним имени существительного.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: lesona
Просмотров: 3254 | Загрузок: 273 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz